Оренбург – уральский Вавилон

Этот старинный уральский город находится на границе Европы и Азии и горожане каждый день ходят туда-обратно из Европы в Азию по мосту через реку Урал.

1

Фото Старый мост через реку Урал за ним памятник Чкалову.

В 1725 году умирает Петр Первый. Почти все его геополитические проекты были успешно реализованы. Кроме одного - "Путь во всю полуденную Азию отворить".

Это было завещанием Петра, результатом стала Оренбургская экспедиция, организованная секретарем Сената Иваном Кирилловым.  В XVIII веке Россия начала укреплять свои южные границы. Появлению Оренбурга способствует удачно складывающаяся конъюнктура в степях Центральной Азии. В 1731 году казахский хан Абулхаир принимает русское подданство. Это было вызвано тем, что казахов постоянно притесняли джунгары. В 1734 году этот же хан попросил о постройке города на Яике для меновой торговли. 1 мая 1734 года проект Кириллова одобрила императрица Анна Иоановна. Экспедиция вызвала очередное восстание башкир. Происходили кровопролитные военные стычки.

В августе 1735 году на месте слияния рек Яик (Урал) и Орь Кириллов основал крепость. "Бург" - по немецки и есть "крепость", а "орен" - "ухо", "щель", "ворота". Так что дословно "оренбург" -  "ворота крепости". А может быть "орен" - это от названия реки Орь.  Городу были даны всяческие привилегии с целью привлечь переселенцев. В частности освобождение на три года от налогов, бесплатное предоставление земли, беспроцентные денежные ссуды сроком на 10 лет.

Основатель Оренбурга Иван НеплюевОренбург - это ворота, проходя через которые вот уже на протяжении более двух столетий можно попасть из Европы в Азию. Река Урал сейчас обмелела, а раньше она была полноводной, здесь даже водились осетры. До восстания Пугачева река носила название Яик, а казаки соответственно были яицкие. Здесь народное терпение дважды выходило из берегов, потрясая Российскую империю крестьянскими восстаниями.

Сначала в XVII веке под предводительством Степана Разина, а через сто лет здесь бушевала война Емельяна Пугачева. Чтобы стереть из людской памяти эти события по приказу императрицы Екатерины Яик был переименован в Урал.

Фото Памятник третьему основателю Оренбурга Ивану Неплюеву

Оренбург основывали трижды три губернатора на трех разных местах.  И поэтому город называют шагающим. Сначала Иван Кириллов закладывает крепость в устье реки Орь. Однако каждую весну река выходила из берегов и город заливало. Впоследствии эта крепость дала начало городу Орск. Иван Кириллов внезапно умер, не завершив начатое. Второй начальник экспедиции Василий Татищев пытается перенести крепость к урочищу Красногор ниже по течению Яика. Это происходило в 1741 году. Инженеры выбор не одобрили. Крепость так и не была построена. Сейчас на этом месте находится село Красногор.  Татищев был отстранен всвязи с злоупотреблениями. И уже в третий раз для основания города из Петербурга был командирован контрадмирал и тайный советник Иван Неплюев. Именно он предлагает построить крепость на месте, где река Сакмара впадает в Яик и уже есть казачья станица.  Это произошло 30 апреля 1743 года. Это дата основания города Оренбурга. Проект Неплюева утверждала уже императрица Елизавета Петровна.

Оренбургские казаки с верблюдами

Фото Оренбургские казаки с верблюдами

"Оренбург был трижды зачат и единожды рожден" - сказал Вадимир Иванович Даль. Главное предназначение Оренбурга была охрана юго-восточных рубежей России. В городе-крепости находился военный гарнизон  , казармы, артиллеристский двор, пороховые склады, военные учреждения. Об этом говорили названия улиц: Штабская, Солдатская, пер. Казарменый. Все сейчас разумеется переименовано. В целях обороноспособности в городе не было длинных улиц, пересекавших его от начала и до конца. И их количество было невелико. Порядка на улицах как и номеров домов не было.  Как они письма получали? Загадка. В общем такой русский "порядок" похожий на хаос. Все это упорядочили лишь в конце XIX века.

Оренбург, казакВ Оренбурге селились служивые казаки в первую очередь, отставные солдаты, своекошные - это люди, самостоятельно обеспечивающие себя. Царское правительство поощряло добровольное переселение людей из центральной России на окраину. Но таких желающих было немного. Поэтому сюда интенсивно ссылали разного рода неблагонадежных, бродяг, беглых, осужденных преступников, проштрафившихся чиновников. Ссыльные направлялись на строительство городов, крепостей, на заводы и промыслы, а также зачислялись в состав местных казачьих войск. Ссылка таким образом обеспечивала кадры. В 1767 году было примерно 1200 ссыльных по данным о табели. Из них 814 на поселении, 380 на казенные работы. Для расселения все  растущего населения во второй половине  XVIII века была заложена слобода Форштадт с восточной стороны.   После войны 1812 года город начал быстро разрастаться за пределы крепости.

Оренбуржцы принимали активное участие в Отечественной войне 1812 года. Было сформировано 32 конных казачьих полка.  Они участвовали во всех битвах и дошли до Парижа в 1814 году.

В Оренбурге побывал Александр Сергеевич Пушкин. Он приезжал в  1833 году собирать материалы по истории Пугачева для повести "Капитанская дочка".  По городу и его окрестностям поэта сопровождал помощник губернатора Владимир Иванович Даль.

Город носил не только военный, но и торговый характер. Поэтому была таможня, гостиные и меновые дворы.  Город и крепость строились одновременно. Оградой служил земляной вал, ликвидированный в 1862 году за ненадобностью.  Жизнь в Оренбурге не просто шла своим чередом, она по настоящему бурлила. Тарас Шевченко, сосланный в солдаты в 40-е годы XIX века писал о его колорите так: "Целыми днями непрерывно шли караваны верблюдов с тюками товаров из Средней Азии, отары овец и табуны коней. Все это шумело, кричало, слышался говор многоликого Оренбурга". Российской империи было крайне важно наладить торговлю с восточными соседями.

Каргала (Оренбург) Но среднеазиатские купцы не охотно общались со славянами. Миссию по установлению деловых отношений между российским и восточными коммерсантами взяли на себя переселенцы из Казанской губернии. Среди них был и Саид (или Сеит?) Хаялин - основатель поселения татарских торговых и пожиточных людей Татарская Каргала.  Поначалу это место в 20 километрах от Оренбурга так и называли Сеитов Посад, но прижилось все же Татарская Каргала по названию реки Каргалки, протекающей рядом.  По татарски "карга" - это "ворона". Над рекой и сейчас кружат большие стаи ворон.

Так как в Оренбург скот не пускали, то в шести километрах к югу построили большой меновой двор, огражденный каменными стенами.  Туда приезжали азиатские купцы, караваны. Там было более 160 лавок, каменных складов, большую часть которых держали каргалинские купцы,  там и шла вся торговля. Торговые ряды XVIII века сохранились до сегодняшних дней и в самой Каргале.

Оренбург Караван-сарай старое фото

Оренбург Караван-сарай старое фото

В 1769 году состоялась всероссийская этнографическая экспедиция. О Татарской Каргале в ее материалах есть следующая запись: "Триста домов из белого камня. Обитатели отличаются чистоплотностью и аккуратностью.  В одеянии их есть изящность и вкус. В натуре особенно женщин чувство достоинства. Поразил участников экспедиции и трезвый образ жизни жителей, их неравнодушие к редкой домашней утвари: коврам, фарфоровой посуде, драгоценностям". Сейчас тут живет правнук основателя поселения Рафаил. Он рассказывает: "О процветании Каргалы и размахе ее торговых оборотов можно судить и по размерам этого чудом сохранившегося казана. В таких здесь топили бараний жир, который продавали на местных базарах и  даже отправляли в столицу.

Каргала (Оренбург)Два раза каргалинцы в XVIII веке ездили в Индию. Караван конечно был ограблен в Афганистане, многие были убиты, но люди дошли туда".

История Оренбурга и его жителей - ключ к пониманию того, что открыть и пройти через ворота Европы и Азии можно только сохраняя традиции обеих сторон света.

Оренбург стоял на пересечении торговых путей и ему была уготована участь многонационального города. Здесь проживали: донские казаки, башкиры, казахи, марийцы, чуваши, киргизы из пограничных полков, русские, татарские и немецкие купцы, торговые люди и ремесленники.  Рядом с православными храмами строились мечети и лютеранские церкви.

Старый Оренбург НиколаевскаяОренбург как и другие южно-уральские города изначально строился как крепость. Офицерско-солдатский контингент, составлявший костяк населения не видел никакого смысла в благоустройстве города, в том, чтобы сделать го красивым. Впервые благоустройством начал заниматься губернатор Петр Эссен в 1817-1830 годы. При нем была обустроена Зауральная роща, где могли прогуливаться горожане. В самом городе были разбиты палисадники, а на главной улице Николаевской был выложен тротуар. При Эссене же было начато строительство городского водопровода (сезонного правда), а закончено уже при губернаторе Перовском. В 1864 году построили уже круглогодичный. На Александровской площади был построен бассейн с фонтаном. Перовский положил начало уличному освещению на главной улице. Однако даже в середине XIX века в темное время Оренбург погружался во тьму. В зимнее время  жизнь в городе и вовсе замирала. Город заносило снегом и горожане старались пореже выходить на улицу. А в начале весны и поздней осенью все тонуло в непролазной грязи. Современники приезжавшие в Оренбург говорили, что он похож на "чертову песочницу" и всем тем, кто носит европейскую обувь чаще всего трудно пройти по улицам, потому что либо грязь, либо песок либо снег. О непролазности улиц говорит интересное свидетельство того времени, что богатые горожане, имевшие экипаж, закладывали его даже   чтобы всего лишь переехать улицу или попасть в гости в соседний дом.

Оренбург РотондаОдной из первых парковых зон Оренбурга стал Александровский сад на Александровской улице. В саду примечательная беседка - ротонда. Эта беседка была построена в честь приезда в Оренбург цесаревича, будущего императора Александра Второго.  В те годы похвастаться приездом царя мог далеко не каждый город. В июле 1861 года ожидался приезд будущего императора Николая II.  На улице Николаевской перестелили весь тротуар. Тогда же Александровский сад был огорожен металлической решеткой на каменном фундаменте, сохранившийся до наших дней. В начале ХХ века центр города почти походил на европейский. асфальт, каменные дома с магазинами, электрический свет, кинематограф и рестораны. Но чем ближе к окраинам, тем больше самой неприкрашенной азиатчины - глинобитные домишки, та же грязь, ревущие верблюды с погонщиками киргизами.

В конце XIX века с вводом в строй железной дороги, в город хлынули переселенцы, появляются новые районы, бурно развивалась промышленность. В 1897 после переписи населения Российской империи, Оренбург оказался на 12-м месте с населением в 72 тысячи человек. Самара, Екб, Уфа, Челябинск далеко отстали.  Два последних были тогда заурядными городками, входившими в Оренбургскую губернию. Но в советские времена эти четыре города Оренбург обогнали.

Оренбург - уральский Вавилон. Здесь история и культура Европы и Азии просуществовали рука об руку два с лишним столетия. Очень много смешанных браков. Праздники все стали общими.

 

Оренбургский паровозВпервые о строительстве железной дороги заговорил губернатор Оренбургского края Александр Безак в 1864 году. Он предложить построить железную дорогу между Оренбургом и Самарой. Причем вагоны по рельсам должны были передвигаться с помощью лошадей.  "Дорога сия ни грязи осенней, ни ухабин, премножественно в пути попадающихся, знать не будет!" Его проект к счастью или к сожалению так и не реализовался. И лишь в 1873 году при новом генерал-губернаторе Николае Кржановском в Оренбурге было создано акционерное общество по строительству железной дороги. В город было переброшено всего лишь 200 человек рабочих из Самары. Но это привело к тому, что резко повысились цены на съемное жилье и на продукты на базаре. Строительство длилось больше двух лет.  Потрачено было на это 30 миллионов рублей. В октябре 1876 года состоялся первый пробный проезд через железнодорожный мост реки Сакмара. Местная газета "Оренбургский листок" писала: "В 12 часов поезд тронулся. Длинная вереница товарных вагонов и платформ, нагруженных отчасти рельсами, юрко проскользнула по мосту и гладко, ровно покатила вперед... Чем ближе подъезжали мы к городу, тем больше и чаще попадалось любопытных!"

Оренбургский вокзал XIX век Среди любопытствующих было немало жителей Бердской станицы возле которой проходил участок рельсового пути. Паровоз многие видели впервые и воспринимали как чудо. Одним из первых пассажиров железной дороги стал Лев Николаевич Толстой, побывавший в Оренбурге осенью 1876 года.

В ту пору железная дорога была не просто коммуникация, соединяющая точку и точкой, но это был такой мощный фактор, который менял экономический и политический облик территории, через которую проходила.   Для населенных пунктов, которым повезло оказаться около дороги, это было гарантией их скорого расцвета и возрождения. Когда в России началось ж/д строительство в конце XIX века, сколько было интриг на провинциальном уровне когда разные городки и поселки всяческими путями пытались добиться проведения железной дороги именно рядом с ними.  Вокзал был построен в конце XIX века, потом его расширяли боковыми пристройками. Сейчас это памятник архитектуры.

В 1893 году Самаро-Оренбургская железная дорога передана в казну и присоединена к Самаро-Златоустовской. В начале ХХ века из Оренбурга железная дорога была продолжена в Ташкент и стала называться Ташкентская.

Оренбург, ЧкаловВ советские времена Оренбург переименовали в Чкалов в 1938 году. Хотя знаменитый летчик здесь никогда не был и даже рядом не летал. Причина переименования - два военных авиационных училища, которые построили в городе. В 1938 Чкалов, после своего знаменитого перелета через Северный полюс в Америку, обратился к курсантам оренбургского летного училища с призывом, "получше учиться, чтобы стать достойными сталинскими соколами" и упомянул о том, что он является выпускником. На самом деле Чкалов не имел отношения к оренбургскому училищу, это утверждение было притянуто за уши.  Он просто в 20-е годы учился в одной из летных школ, чья материальная база была позднее передана в Оренбург. 15 декабря 1938 года Чкалов трагически погиб при испытании нового самолета, и уже через десять дней правительство предписало увековечить память летчика. Согласно прессе того времени якобы рабочие города и курсанты ходатайствовали об этом переименовании.  Заказали памятник, история которого интересна. Скульптор Менделевич - лауреат Сталинской премии - создал два варианта.  Один поставили в Горьком, где Чкалов родился, второй хотели установить в Москве на площади перед Курским вокзалом, но не успели из-за начавшейся войны.  По легенде, Сталин, посмотрев на памятник, сказал: "Я лично знал товарища Чкалова, и это не он". Поэтому Москва осталась без Чкалова, а в 1947 году  памятник установили в Оренбурге-Чкалове, не пропадать же добру. Позднее, когда началась "оттепель" и город начал бороться за свое исконное название, возникли сложности. В то время массово возвращали прежние названия городам, названным в честь соратников Сталина. Но Чкалов как и Горький со Сталиным вроде бы не связан. Этим городам отказывали в обратном переименовании. Благодаря настойчивости первого секретаря обкома Корчагина, который упрямо продавливал  желание всех горожан вернуть Оренбургу свое историческое название, это свершилось в 1957 году. За что ему огромное спасибо. Памятник Чкалову и улицу его имени разумеется оставили, никто не против.

Гагарин в летке

Первое Чкаловское училище закончил с отличием в 1957 году Юрий Гагарин. Это было одно из лучших военных учебных заведений Советского Союза. Среди выпускников Оренбургской "летки" 352 Героя Советского Союза,  10 из которых дважды герои, 4 - летчика-космонавта. "Оренбург дал мне крылья" - эти слова первого космонавта Земли сегодня знает каждый оренбуржец. Забавно, но поступал Гагарин в Чкаловское, а закончил уже Оренбургское училище. За время его обучения  город вернул свое историческое название. Здесь Гагарин встретился со своей будущей женой Валентиной. Познакомились на танцах в "лете". Она была студенткой Оренбургского медицинского училища. Понятно, что курсанты были самыми завидными женихами в городе. Оренбург как и вся страна 12 апреля 1961 года с восторгом встретил известие о первом полете человека в космос. И что этот человек имеет прямое отношение к городу на Урале.

Гагарин в Оренбурге

Через три месяца после полета майор Гагарин с женой и маленькой дочкой прилетели в Оренбург. Юрий Гагарин - самый известный человек в мировом масштабе, из живших в Оренбурге. Желание жителей Оренбурга считать первого космонавта оренбуржцем и увековечить его память  вполне понятно. Широкий проспект, заложенный в 1961 году, назван его именем. Международный аэропорт тоже назван в его честь. Есть и школа и музей-квартира имени Гагарина, а памятник открыт 12 апреля 1986 года.

На фото мемориальная доска Ю.Гагарину

Во время войны в Оренбург как и во все уральские города эвакуировали промышленные предприятия и десятки тысяч людей. Среди них Тульский оружейный завод, завод Автозапчасть из Одессы и многие другие.   Всего более 60 предприятий, около 30 из них союзного значения. Оренбург как и весь Урал ковал победу над врагом. Здесь жили в эвакуации многие советские деятели культуры и искусства.

В.Высоцкий в ОренбургеВо время войны в Оренбуржье провел несколько детских лет Володя Высоцкий.  В 1941 г. он эвакуировался вместе с матерью в Оренбургскую область, в Бузлук, где они пробыли до конца 1943 г. В Оренбурге есть улица Высоцкого. Ну, и конечно здесь считают Высоцкого своим, отмечают его день рождения и проводят ежегодный бардовский концерт песен.

Надо сказать, что современный Оренбург - это очень красивый ухоженный город с богатейшей историей. Город сохранил историческую планировку в своем центре, что отличает его от других городов Урала, которые сильно осовременились и подверглись коренной реконструкции. Хотя конечно в советские времена как и везде снесли церкви и мечети. Но сохранилось много исторических зданий. Одно из самых примечательных мест города - это Караван-сарай. Его строительство началось весной 1838 года. Это был проект Брюллова. Вообще Оренбург обязан губернатору Перовскому. Именно при нем в 30-40 годы XIX века было возведено много красивых зданий.

SONY DSC

Фото Краеведческий музей

В городе очень красивое здание драмтеатра, бывший манеж 1856 года постройки. В бывшем губернаторском дворце располагается сейчас краеведческий музей. Это здание пример высочайшего архитектурного искусства, классического стиля, господствовавшего в XIX веке. По столичному грандиозное здание Неплюевского кадетского корпуса также было построено в это время.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.