"Царь с дороги - батюшка Урал едет!". Это говорилось раньше про обозы, везущие продукцию уральских заводов и рудников в столицу. Урал представлялся людям, жившим западнее могучим, суровым, огромным и... невозвратным. А потому невозвратным, что люди уходили туда навсегда.
Наш Бажов. Он приходит к каждому в детстве. Все помнят "Малахитовую шкатулку". Павел Петрович, посмеиваясь говорил: "Название оказалось удачным: пиши да пиши сказы и укладывай в одну шкатулку. Только одно неудобство есть: сколько ни пишешь, остаешся автором одной книги".
Но какой книги! Бессчетное количество изданий и переводов, экранизаций, опер и балетов. Она принята многими народами как своя, ведь всем так понятны такие вопросы как жизнь и смерть, добро и зло, любовь и ненависть, богатство и бедность, красота и безобразие... Но у этой книги, может быть и есть только одна родина - Урал.
Для Бажова Урал - это его легенды и предания, его история. Своеобразен язык уральцев, ведь это смесь говоров съехавших сюда людей со всей России. Уральский диалект не похож ни на какие другие. Как мастер заставляет сиять всей красотой драгоценный камень-сырец, так Бажов поднял силою своего таланта глыбу уральского народного творчества, сохранил все его золотые россыпи. "Я ведь только записываю то, что создано народом", говорил он.
Мифология уральских аборигенов ярче всего проявилась в пермском зверином стиле. И эта мифология Урала проявилась в сказах Бажова. Его герои и персонажи звериного стиля ведут себя одинаково. Например, змей - Великий Полоз превращается в человека, в уральской мифологии человек и змей могут меняться обличиями, т.е. они как бы стоят на одном ярусе, они равновеликие. Верхний ярус - ярус богов в виде утиных и лосиных голов. В сказах Бажова олень Серебрянное копытце соответствует Великому лосю, а лебеди Ермака - утке выполняют одно и тоже дело - ведут героя к земным богатствам. Аборигены Урала - финно-угорские народы асе чудеса природы объясняли в своих сказках. Русские горнорабочие перенимая эти сказки, пересказывали их по своему. В них действует бого-человек - Мастер.
Один из персонажей Бажова - дедушка Слышко. Действительно такой человек жил в городе Полевской и он все время повторял: "Слыш-ко как дело было, слыш-ко чего скажу" . Дед этот лес караулил от пожаров сидя на Думной горе и рассказывал сказки ребятишкам. Точнее, на Урале это не сказки а сказы да побывальщины. Среди той ребятни был и сын заводского рабочего Павел Бажов. Став взрослым, он из разрозненных рассказов создаст цельную картину уральского мифа. Так родился легендарный рабочий Урал сотворенный Данилой-мастером. Фраза Хозяйки Медной горы: "Ну что, Данила, не получился у тебя цветок?" звучит как насмешка над ним. Ведь чтобы выточить такой цветок мало одного мастерства, нужна еще поддержка ее - Богини недр. Такая вот связь Данилы с языческими богами. Получается, что и Данила и другие мастера поклонялись языческим стихиям, общались с духами подземного мира. А культ труда принесли на Урал раскольники, а культ познания мира - горные инженеры, которые прибыли сюда. Павел Бажов закончил духовную семинарию и наверняка понимал языческую подкладку своих историй.
Мудрость "Малахитовой шкатулки" учит тому, что красота выше любого богатства. Но есть сила сильнее красоты - это любовь. Но любовь и счастье могут быть достигнуты только честным путем, только люди бескорыстные достойны настоящего счастья. Во многих сказах проходит мысль, что никаким богатством не купишь любовь. Да и само богатство чаще как символ всего плохого. Недаром Великий Полоз, владыка всего подземного золота говорит:
"- Все люди на одну колодку. Пока в нужде да в бедности, ровно бы и ничего, а как за мое охвостье поймаются, так откуда только на их всякой погани налипнет".
В сказе "Дорогое имячко" говорится о тех временах, когда "отнимут, поди-ка, люди у золота его силу. Помяни мое слово, отнимут!"
Но и еще есть сила, которая вмещает в себя и красоту, и любовь, сила эта - мастерство, она для избранных. Уходит Данила из дома чтобы увидеть каменный цветок, понять его красоту и научиться сделать подобный. Это вечная мечта великих мастеров - чтобы его рукотворное произведение было равно природе. Камень для бажовских мастеров живой - он имеет душу. Из глубокой древности идут поверья о силе и колдовстве камней, только сила та и колдовство открываются избранным. Но и Данила, поднявшись к вершине мастерства, с горечью говорит: "... не поймать мне силу камня".
♦
Его сказы мудры, познавательны, добры. Они словно вне времени. И мало кто знает, что для самого писателя эти сказы, которые он начал сочинять уже в преклонном возрасте стали своеобразным бегством от реалий советского времени, спасением от трагических обстоятельств жизни.
В детстве пришлось будущему писателю Павлуше БАжеву (именно так звучала его фамилия с ударением на первый слог бАжить - ворожить, накликать, превещать) три года провести в Полевском заводе. Было это в 1892-1895 годах. Жили за рекой, почти у самой горы Думной в небольшом домике. Ходили на эту гору сказки слушать. А сказывал их дедушка Слышко , а фамилия его была Хмелинин. Он занятно сказывал. Про девку-Азовку, про Полоза, про всякие земельные богатства. Много детей приходило на ту гору. И только одному мальчику была накликана судьба. Пришло время и отец отвез мальчика в Екатеринбург в духовное училище с пансионом - единственное заведение, доступное им по средствам. А в 20 лет Павел окончил Пермскую духовную семинарию. Но от учебы в духовной академии отказался и занялся учительствованием. Начал преподавать в женской гимназии. И так 18 лет подряд. Тихая размеренная спокойная жизнь без бурь и потрясений.
Революция. Эйфория свободы. Гражданская война. Учитель Бажов будто ждал этих событий долгие годы. Жизнь пробудилась от спячки и позвала в дорогу. Бажов вступил добровольцем в Красную Армию. Ему было в это время уже 38 лет, казалось бы уже взрослый человек с устоявшимися взглядами. Но жизнь резко изменилась. Работа учителем ему может быть казалась слишком камерной. При такой уравновешенной внешности, он был человеком очень общественно активным. Декабрь 1918 года. Бажов политработник 29-й дивизии, редактор газеты "Окопная правда". Отступающие через Нижний Тагил эшелоны Красной Армии, под Пермью попали в ловушку. В город ворвались колчаковцы. Пленных красноармейцев расстреливали на месте. Обливали ледяной водой и оставляли умирать на морозе. Кого не убили сразу, в том числе и Бажова, бросили в тюрьму. Бежать некуда. И все же в одну из ночей, когда мороз был совсем нестерпимый, он выбрался из тюремного барака и бросился бежать по сугробам, не разбирая дороги. Мысли об одном. Только бы не упасть и не замерзнуть в пути. Пешком в Камышлов к жене и детям. Он очень рисковал, он дошел и застал страшную картину. Холодная изба, две изможденные умирающие дочери. В беспамятстве жена, рядом с ней мертвый новорожденный младенец. К счастью жена и дочери выжили. А женился он в 1911 году на своей ученице по имени Валя. Очень хотел большую семью, сам был у своих родителей единственным ребенком. И прожили они вместе в любви и согласии почти 40 лет.
Наш Урал набит драгоценными камнями, это кристалл над которым стоят Высшие Иерархи. Интересно, что люди шли в горы искать там камни или золото, а находили нечто другое. Отношения с этими силами гор, силами земли, с Хозяйкой, с Великим Полозом. Это силы высших миров.
Но в Советской России было не до тайн молчащих камней. И только Бажов ощущал на себе их магическое влияние. Запомнился один случай после которого особые отношения с горным миром уже не вызывали сомнения. Однажды будучи в Сибири Павел Петрович заболел. Привезли его в Камышлов. И там хороший врач, друг семьи посмотрел и сказал: "К сожалению я уже ничем не могу помочь". Бажов попросил отнести его на опушку леса, мол хоть душой отдохну перед смертью. И вот он лежал, слушал птиц и природа уральская его спасла. Он выздоровел на удивление всем. Бажов с семьей поселился в Екатеринбурге. Построил свой дом. Родилась третья дочь и сын Алеша. Вместо Бажова-учителя в молодой Советской стране появился Бажов-журналист. С 1923 года работал в только что созданной областной уральской крестьянской газете. Написал около тысячи статей. Советская действительность нуждалась в летописцах.
Спокойная жизнь завершилась в 1933 году. Он в то время работал завобллитом, то есть главным областным цензором и как-то раскритиковал черносотенный сборник "История". Разъяренный автор краевед Кашеваров отомстил по-своему. Написал на Павла Петровича донос, где обвинил в симпатиях к эсерам и завышении партийного стажа. Бажова моментально исключили из партии. На карьере редактора, журналиста можно поставить крест. Но какая-то тайная сила опять помогает ему в испытаниях. Через несколько месяцев партбилет вернули. Остался правда строгий выговор. Павел Петрович вернулся к своим делам. По-прежнему читал и редактировал чужие тексты. В 1937 году он написал книгу про свою дивизию, про Гражданскую войну. Но те люди о которых он писал, именно в этом 37-м году объявлены врагами народа - троцкистами. Опять на Бажова поступил донос. Это сделал все тот же его враг. Опять отобрали партбилет. Приговор. Все понимали, что это конец. Вызвали в НКВД. Жена уже собрала чемоданчик. Бажов пришел к следователю, сидел-сидел несколько часов, его никак не вызывают и ушел домой. Оказалось, что именно этого следователя накануне арестовали! А про Бажова забыли! А сам он не стал проситься в тюрьму. Правда и чемоданчик не распаковывал. Потекли томительные месяцы ожидания и неопределенности. С работы его выгнали. Спасала семья. У Бажова герои обычно терпят утрату. Надо пострадать, потерпеть и потом открывается что-то очень дорогое. В 58 лет Бажов потерял всю свою предыдущую жизнь. И тут случилось горе. Не стало единственного сына Алеши, которому было уже 19 лет. Смерть наступила при странных обстоятельствах. Во время практики он сваривал бочку из-под пороха. Бажов был раздавлен. Но с ним начало происходить что-то странное. Будто вселялась какая-то сила. Будто он здесь в своем доме, и в то же время где-то там. где-то уже там, или где-то еще там... По ночам, когда все спали, он начал писать. Судьба куда-то его повела. "Начал я сказы писать для того чтобы боль свою потушить. Думал, никому это не нужно, сам себе сказки рассказываю. Велению сердца подчинился. А что сказы интерес вызвали, меня это самого удивило. Я, признаться, и не надеялся, что их опубликуют". В 1939 году, когда Павлу Петровичу было 60, вышел в свет его первый сборник "Малахитовая шкатулка" в который вошли 14 сказок. Это были именно те сказы из далекого детства, которые рассказывал дедушко Слышко в Полевском заводе на Думной горе.
Человек может контактировать с Высшими силами. Это показал Бажов. Началась слава. Всемирная причем. Его сказы издаются большими тиражами, переводятся на многие языки. Бажов возглавил Уральское отделение Союза писателей СССР. Получил Сталинскую премию. Постоянно избирался депутатом Верховного совета. Его неоднократно звали в Москву, предлагали квартиру и дачу. "Я очень люблю Москву из окна вагона, который везет меня на Урал. Земля наша Уральская - дивное чудо. Горы высотою до неба. Дома все есть, а если чего и нет, значит еще не докопались. Как-то все-таки обидно что жизнь такая коротенькая". Еще при жизни Бажов стал классиком. Объяснить как и почему это произошло, он сам не мог. Это была тайна. Но тайна отнюдь не стремительной карьеры пожилого писателя, тайна сказов, которые посредством написанных слов донесли до миллионов людей тайну вечно молчащих камней. Тайна к которой Павлуша прикоснулся в детстве и пронес сквозь годы. За обладание которой заплатил горем. И которая воздала ему сполна на исходе жизни. Тайна горы у которой есть своя Хозяйка. В 1950-м Павлу Петровичу был 71 год, он ушел из жизни. Так с той поры в нутро Азов-горы никто попасть и не может... Тайна остается.
♦
Порядочность, сердечность, простота, скромность - это не стиль поведения, а сущность писателя, в ней идущее из глубины истории качество русской души. Таков наш Бажов.
Каким-то потаенным образом уральский сказитель угадал направление эволюции через камень в своих рассказах о Ленине. Некоторое недоумение возникает, почему Бажов выбрал Ленина героем своих некоторых сказов? Неужели из-за конъюнктурных соображений? Да, пожалуй что нет. Вспомним, что Великие Владыки называли Ленина своим Братом, Махатмой. В одной из бесед Владыки с Е.И.Рерих прозвучало: "Советую надпись: "Ленин - Великий Учитель" на семи языках. Урусвати может пустить явление Учителя как источник света". В Агни Йоге сказано: "истинный Риши Индии знает мощь явления невидимого творчества. Ленин строил страну задолго до того, когда нога коснулась земли. Его луч расширил сознание задолго до прихода".
В сказе "Солнечный камень" Ленин устами Бажова пророчествует о том, что камень под названием "каменный мозг" (читайте интеллект) нам не нужен. А вот "солнечный камень" (читайте - душа) нужен - "веселее с ним жить". И "что всего дороже, - говорит Ленин, - что горы (Урал) к солнышку повернулись и от степи не отгораживаются". Поскольку Солнце и солнечный камень, согласно древней символике, являются символами Посвященных, с которыми "веселее жить", т.е. счастливее, то за степью должна находиться их Гималайская Обитель - Шамбала.
В другом рассказе "Богатыревы рукавицы", "Денежкин Камень" назвал Ленина "понимающим последнее слово старых каменных гор". В ответ седому старцу - Денежкину Камню - Ленин пообещал "взять наше дорогое (уральское) на свой ответ". А "коли при своей живности не успеет", передаст "надежному человеку", который "не забудет и все устроит на пользу народу". Кому же это интересно? Всвязи с этим интересны исследования Р.Ф.Скоробогатовой о миссии Сен-Жермена на Урале.
очень познавательно