Каслинский чугунный павильон

Каслинский чугунный павильон - одно из самых замечательных творений уральских мастеров. Он пленяет красотой ажурных узоров, тонкостью их отливки.

Касли1

Каслинский завод был основан на Урале в 1747 году. В первой трети XIX века он стал широко известен своими художественными изделиями из чугуна.

Далее слава каслинских чугунных скульптур только росла. На заводе работали замечательные мастера-самородки. Они тонко чувствовали природу чугуна, его пластические возможности. Именно о них сказал П.П.Бажов в своем сказе "Чугунная бабушка" замечательные, ставшие крылатыми слова: "Работа - она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется". Высокое совершенство изделий достигалось талантом скульпторов, мастеров- литейщиков и чеканщиков, а также качеством чугунных отливок, выплавляемых на древесном угле с использованием великолепных природных формовочных песков.

Касли5

Заканчивался XIX век. Страны мира готовились к международной выставке, которая должна была пройти в Париже в 1900 году. Готовились к ней и  на Урале в Кыштымском горном округе, куда входил Каслинский завод.

Было решено создать масштабный чугунный павильон. Проект заказали архитектору Е.Е.Баумгартену. На фото он справа.

baumgarten

Павильон был отлит за 2 года и отправлен в Париж в разобранном виде. На выставке его установили на специальном каркасе в отделе горного дела и металлургии. Каслинский павильон выделялся своей необычностью, величиной, живописностью прихотливых форм.

Касли2

Надо сказать, что каслинское художественное литье было не единственным видом уральского искусства, представленным на Парижской выставке. Одной из сенсаций стала мозаичная карта Франции, созданная уральскими камнерезами и гранильщиками в Екатеринбурге. В ней использовали богатейшую палитру уральских яшм, мраморов. Мастера умело применили фиолетовые аметисты, розовые турмалины, бело-ледяные топазы, зеленые изумруды, драгоцнные металлы. Также были представлены расписные железные подносы из Нижнего Тагила. Уральское искусство многопланово.

Каслинский чугунный павильон был вершиной литейного искусства. Ему была присуждена высшая награда Парижской выставки - Гран-при.

И вот погасли огни Всемирной выставки. Детали павильона были упакованы, и снова они были в пути, на этот раз из Парижа на Урал. А затем.... свалены на заводском дворе как ненужный лом. Черный чугунный красавец стал не нужен.

Это фото каслинских мастеров - создателей шедевра.

mastera

Один из них Василий Торокин, он по центру внизу со скульптурой в руках. На кладбище  ему установили колоритный памятник на котором мастер держит в руках свою любимую работу "Старуха с прялкой". Сходство бюста с оригиналом поражает.

master1

В 1921 году павильон хотели даже переплавить. Стране Советов нужен был чугун, а не произведения искусства.  Но его спасли старые мастера среди которых был сын Василия Торокина Михаил.  Но все таки много деталей павильона было уничтожено. В 30-е годы остатки шедевра нашли и перевезли в Свердловск в созданную там картинную галерею. Уникальное произведение уральских мастеров попытались восстановить. Но это удалось лишь частично.

В 1949 году пригласили из Каслей мастеров С.Гилева и А.Блинова. Они кропотливо разобрали все детали, скомпоновали фрагменты. Выяснилось, требуются большие реставрационные работы. Никаких чертежей ведь не сохранилось. Были лишь старые фотоснимки. Семен Михайлович Гилев - подлинный энтузиаст художественного литья - возглавил эту грандиозную кропотливую работу.

На кладбище г.Касли мастеру Гилеву установлен замечательный памятник. Вообще в Каслях кладбище - это что-то!

gilev

К 1957 году каслинские мастера начали реставрацию.  Число вновь отлитых деталей превысило тысячу. А всего в павильоне порядка 5 тысяч деталей.  Иногда приходилось переделывать по нескольку раз, если что-то не подходило при компоновке. Все это говорит о том, сколь трудоемкой было работа.  Но внуки каслинских мастеров оказались достойны своих дедов. Детали, отлитые в 1957 году ничуть не уступают рожденным почти 60 лет назад: так же чеканно ясны их профили и силуэты, с такой же точностью воспроизведены все капризные переходные формы.

Новый павильон смонтировали в начале 60-х в Свердловской картинной галерее. На основании сохранившихся документов был подобран бархат: на золотом фоне хорошо выделялась красота густого черного цвета узоров; красный бархат вносил торжественность.

11

Войдя в зал, зритель останавливается в восхищении: перед ним величественно возвышается вспененная громада черных чугунных кружев, подчеркнутых золотистыми вспышками бронзы, и увенчанная ажурной короной. Кажется, что невозможно разобраться в его хитросплетениях, в причудливой смене орнаментальных ритмов. Но постепенно вырисовываются отдельные детали, привлекая внимание своей чеканной, отточенной красотой. Улавливается общая закономерность мотивов и ритмов, дающая возможность разобраться в этом уральском чуде литейного искусства.

img_6859-1В орнаментах павильона запечатлены растения и животные уральского леса. Эти мотивы всегда были близки каслинским мастерам. Они отливали то, что видели  вокруг. Интересны сказочные мотивы. Например, птица Гамаюн. Это мифическая райская птица. В соответствии с древнерусскими легендами Гамаюн – птица Прави (ее темный антипод – Сирин – существо, принадлежащее миру Нави). Правь - мир светлых Солнечных Богов (отсюда наше истинное ведическое Правь-славие) Явь - это где мы и Навь - мир тьмы.

Есть фантастические драконы, птицы, необыкновенные рыбы. Так выступы перед входами поддерживаются такими чугунными рыбами.

ryba

Вот чугунная ладья гордо поднимает украшенный причудливой резьбой нос. Попутный ветер надувает паруса и ладья бесстрашно плывет по чугунным волнам на фоне желтого бархатного неба.

12

Птица Радости и птица Печали. Первая устремлена вверх к свету, на губах улыбка, крылья взмахнули как перед радостным полетом. Вторая склонила голову, глаза полны скорби.

img_6852

"Россия не продается!"

rossiya

Скульптура Н.А.Лаверецкого "Россия" установлена перед центральным входом в павильон. На тыльной стороне надпись: "Н.Лаверецкий 1896 г." Скульптура изображает Россию в виде прекрасной и сильной молодой женщины-воительницы в древнерусских ратных доспехах: кольчуга, шлем, меч в правой руке и щит в левой. Фигура русской амазонки влюбляла в себя пленяла строгой красотой, покоряла независимым характером и очаровывала мягкой женственностью.

img_6867

На Парижской выставке публика, что увивалась вокруг неприступной русской красавицы в доспехах,  напрочь забывала о ее чугунном происхождении. Желающих приобрести уральский павильон было немало и среди них семейство Ротшильдов и президент Франции Эмиль Лубо. Последний предлагал бешеные по тем временам деньги - 2 миллиона рублей. Торг длился долго. Управляющий Кыштымскими заводами Карпинский передал согласие владельцев продать весь павильон, но без скульптуры "Россия". Это не устраивало покупателей. "Россия не продается!" - эта коронная фраза решила исход дела и вошла в историю. Президент Франции тогда обиделся. Сделка не состоялась и весь павильон вернулся домой.

Говорят, что скульптура - это застывшая музыка. Каслинский чугунный павильон - это победно звучащая  симфония такого древнего и в то же время всегда молодого искусства талантливых уральских народных мастеров.

Каслинский павильон зарегистрирован в каталоге ЮНЕСКО как раритет и феномен промышленного искусства. Это единственное в мире чугунное архитектурное сооружение, которое находится в музейной коллекции. И несомненно заслуживает статуса восьмого чуда света.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.